MTechnic :: Ремонт фотоаппаратов :: Основы фотосъемки - Тихая фотоохота

Сервисное обслуживание || Наши партнеры || Полезная информация || Условия обслуживания || Новости компании || Карта сайта

55.png (769 bytes)

Ремонт фотоаппаратов ::

Основы фотосъемки - Тихая фотоохота

добавить в избранное

 

Автор: Василий КЛИМОВ - Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Фототехника и видеокамеры

Часто бывая в среде охотников на тропических животных, ездящих для этого в Африку, я заметил их странную особенность. Тратя десятки тысяч американских долларов на свои сафари и гоняясь по лесам и саваннам за крупной дичью, они зачастую попадают в серьезные переделки, достойные, будучи запечатленными на фото, лучших музеев мира! Да любой фотограф средней руки (за такие деньги) привез бы «шедевральные» съемки сцен охоты, видов природы и животных. Но в нашем случае — то фотоаппарат у охотников был не заряжен, то снимать было некому, то его вообще не было, то он был такой, что картинки в руки брать не хочется, ибо — сплошной брак. То есть фотографий они классных, как правило, не привозят. Существует даже некая закономерность, которую я назвал «теорией Приоритета». Русский человек так поглощен величием своих Идей и Целей, подготовкой к настоящей охоте на серьезного зверя (будь то слон, буйвол или леопард), что уже не способен думать комплексно — еще и о «каком-то там фото», о том, чтобы взять с собою «нормальный» аппарат и сделать шикарные снимки. Другая категория моих друзей — лежебоки. Они едут на край земли — в Океанию, Сейшелы, Африку и т.д., чтобы... лежать на пляже! Мне им всем хочется сказать — ребята, вы так далеко забрались, да возьмите фотоаппарат и сделайте шикарные снимки. Это же так просто!

Итак, друзья пляжники-охотники, поговорим о возможностях ваши «подвиги» оставить в истории или, говоря проще — о фотографии.




Летящий за своей жертвой гепард. Кения

Аппарат

Говорить мы будем только об «узкой» технике, использующей обыкновенную узкую рулонную пленку, с форматом кадра 24х36 мм. Средне- и широкоформатная техника нуждается в особом обращении, для репортерской съемки подходит мало, используется профессионалами, и, имея ее в руках, можно о ружье уже и забыть. 

Сегодня всю «узкую» фототехнику можно условно разделить на «мыльницы», «дальномеры», «советскую» и «западную» (включая сюда, конечно же, японскую), полупрофессиональную и профессиональную.

«Мыльницы» и «дальномерки» на самом деле не так уж плохи, как кажется на первый взгляд, и если они исправны, ими можно сделать даже выставку (!). Но пейзажную, а никак не репортерскую. А съемка животных в природе именно такова. Причем гораздо более сложная, чем съемки людей! Ведь диким животным, стремящимся к тому же «испариться» из поля зрения наблюдателя, нельзя указать, где и как позировать. Они могут выскочить в трех метрах и тут же оказаться в 10 или 20 метрах от охотника. Снимая их, нужно вертеться, как волчок, и действовать, как боец «спецназа» в бою! Четко и молниеносно. Поэтому главный минус мыльницы — неоперативность, невозможность приближения к животному за счет смены фокусного расстояния аппарата в целом. Это достоинство — возможность смены объективов с разными фокусными расстояниями — имеют другие три класса камер.

«Советские» камеры очень хороши в ...забивании гвоздей. Хотя, нужно признать, мастер снимет и ими. Но для новичка — это вечная, сплошная «головная боль» и брак, брак, брак, поэтому сразу перейдем к «западным» камерам. Профессиональные рассматривать не будем — это отдельная «песня» для мастеров и «фанатов», а перейдем к «полупрофессиональным». По всем параметрам и компонентам они мало отличаются от предыдущих, но содержат все то главное и ценное, что отличает «хорошую» камеру от никудышной. Это — байонетные (есть еще резьбовые, но они хуже) сменные объективы, отличная оптика, встроенный экспонометр (замеряющий освещенность не «вообще», а в объективе), автофокус, приоритеты выдержки или диафрагмы и т.д. В последние годы на рынке появились еще цифровые камеры, но о них — разговор отдельный. 

Как правило, эти камеры (полупрофессиональные) идут в фирменных списках следом за камерами для «профи» и в денежном выражении стоят в пределах $300—500.

Для наших целей — съемки животных и природы — достаточно одной камеры и пары объективов. Это два «зума» — длинный и короткий. Первый с фокусным расстоянием 100—300 (400), второй — 28—100. Поскольку «зум» — это объектив, совмещающий в себе сразу несколько объективов, эти два устройства помогут нам «накрыть» весь диапазон пространства от 28 мм до 400. Если же еще прикупить экстензор (конвертер), увеличивающий фокусное расстояние в два раза, то мы получим вместо объектива в 400 мм объектив в 800! А это уже серьезно. Таким объективом можно снимать зверей на расстоянии 100—200 м! Хотя, необходимо признать, что здесь нужен уже штатив или уж очень крепкая рука.

 

ПЛЕНКА

Пленка (как широкая, так и узкая) делится на профессиональную и любительскую. Если вы желаете довольствоваться плодами рук своих — фотографиями в семейном или дружеском кругу, то работайте на пленке негативной (она и дешевле в два раза). Если же вас зовет большой простор, и вы намереваетесь все это публиковать в центральной прессе, то снимать нужно на пленке позитивной (или попросту — слайдовой). Что касается выбора — «Кодак», «Фудзи» или «Коника», то здесь я рискую оказаться в роли рекламного агента. Но непредвзятый анализ показывает, что природу лучше снимать на пленку «Фудзи». А внутри нее желательны «Velvia» и «Provia».

Какой чувствительности должна быть пленка? Нельзя забывать, что чем меньше цифра ее чувствительности, тем более она мелкозерниста, что, естественно, сказывается на результатах. Если вы едете в степь, саванну или пустыню, где много солнца, то чувствительность пленки должна быть 25—50 ед. Идеальна здесь пленка «Velvia 50». Если же впереди вас ждут галерейные леса Африки или лесостепь средней полосы, то пленка должна быть чувствительностью 100—200 ед. Если же вы будете покорять тропические леса, то необходима пленка в 400—800 ед. Также, если вы намереваетесь снимать птиц, но нет возможности использовать вспышку, то, учитывая их живой характер, нужно запасаться пленкой чувствительностью 200—400 ед. и выше.

 

САФАРИ
Формы фотоохоты за живыми существами могут быть самыми разными. Условно их можно разделить на пассивные и активные. Первые — это сидение в засидке, палатке, шалаше, на лабазе и т.д., в местах, куда эти существа приходят чаще, всего, или они там постоянны. Это, например, могут быть колонии птиц на островах, гнезда птиц, водопои, «овсы», магистральные тропы миграций антилоп и т.д. Вторые — это переезды на джипе, полеты на воздушном шаре или планере, сплав на плоту или лодке по реке, переходы на «своих двоих» по полям и долам.

Наиболее распространенная форма фотосафари в заповедниках Африки и Азии — на автомобиле. Он совмещает в себе движение и укрытие, поскольку животные в заповедниках его совершенно не боятся, причисляя к какому-то неживому, но движущемуся объекту. Казалось бы, что сложного? Едешь себе с комфортом и «стреляешь» во все живое, что встретиться по пути. Но это далеко не так.

1. Главное, что нужно знать любителю, — фотосафари и фотография вообще — это технологический процесс, как на производстве, в цеху, на конвейере, который нужно уметь организовывать на каждом этапе, в мелочах и в целом. Подобно бойцу «спецназа» нужно тщательно экипироваться, помнить, в каком месте у вас пленка, где какой объектив, кольца, батареи, вспышки и т.д. Напоминать, что все эти «железки» и провода должны легко стыковаться друг с другом, я считаю излишним.

2. В тропиках, в саваннах Африки, далеко от привычных краев в душе происходит вечная борьба, что снимать — сказочно красивых животных или фантастические пейзажи. При наличии одного аппарата и нескольких объективов приходится постоянно их менять — то «широкоугольник», то «длиннофокусник». А это приводит к потере темпа и части натуры, поскольку дикие животные никого не ждут, сниматься не любят, и через какое-то мгновение после появления в сфере обзора они мягко «испаряются». Здесь лучше иметь под рукою два аппарата, каждый из которых вооружен разными объективами: один «длинным», другой — «коротким».

3. При проявке пленок сразу видно, что кадры, в которых «захвачено» небо, — черные. А это аппарат, установленный в положение «Автоэкспозиция» среагировал на небесную пустоту и закрыл объектив, оставив для света слишком малое отверстие. Следовательно, экспозицию нужно определять по средней освещенности (по траве, по воде) или по «серой» карте.

4. Вторая беда — много нерезких кадров или попросту «шевеленка». Это следствие съемки «с рук». Здесь нужно заставлять водителя выключать мотор на остановках, аппарат ставить на штатив или упираться в борт или детали машины. Но иногда даже это не спасает, особенно когда слишком длинный объектив: здесь шевеление даже на долю градуса приводит к «смазке» в кадре. Выход есть — нужно возить с собою мешочек с песком и подкладывать его на борт машины, под объектив.

5. Снующие у вас под носом дикие животные или птицы, да еще в сложном ландшафте, способны любой, самый крутой японский «автофокус» свести с ума. Чтобы этого не было, снимать животных нужно без него, наводя все по матовому стеклу аппарата. Здесь будут проблемы у людей в очках.

6. Особенно много брака бывает у новичков, снимающих птиц, да еще на фоне открытого неба. Спасает только экспозиция по «серой» карте или «по среднему», и наводка «вручную». Выдержки здесь должны быть 1/250—1/500. Если же есть желание «поймать» взмахи, движения и т.д., то 1/1000—1/2000 (колибри снимают на выдержках 1/10000). Как и в ружейной охоте, здесь нужна сноровка и большие запасы пленки. Снимайте, снимайте много, и что-то да получится.

7. Всегда при движении автомобиля нужно быть начеку, с включенным и заряженным аппаратом, нельзя ни на что отвлекаться и быть готовым в любой момент, буквально «на лету», поймать в объектив появившееся животное или птицу.

8. В то же время все проблемы с качеством происходят, как правило, от спешки и суеты. Все нужно делать обстоятельно, хоть и быстро. Как перед боем, нужно продумывать все последовательности движений и действий, знать, где, что находится в амуниции и все доводить до автоматизма.

9. Много проблем создает везде проникающая пыль, которая поднимается при движении по проселкам, что часто бывает в заповедниках. С ней тоже можно бороться. Нужно все время держать под рукой небольшое полотенце, и укрывать им объектив или хотя бы прислонять бленду к собственной одежде, добиваясь некоторой герметичности.

10. При наличии аппарата, имеющего функции приоритета диафрагмы и выдержки, следует снимать на «приоритете диафрагмы». Почему? Когда у вас в руках «телевик», имеющий ограничения светосилы, а в аппарате пленка средней чувствительности, лучше использовать максимальные для данного объектива положения диафрагмы. Обычно это 4,0—5,6, чтобы был небольшой запас в выборе выдержки. Ведь стоит заехать в заросли, под полог леса, или тучка наползет на солнце, и сразу выдержка «улетает» на значения 1/30—1/8 секунды и даже ниже. А это при съемке без штатива — «шевеленка» и гарантированный брак.

11. Старайтесь не снимать в тени, без солнца и без вспышки. Все экспозиционные качества пленок рассчитаны на солнечный свет. Его отсутствие резко ухудшает цветность, рельефность и выразительность изображений.

12. Старайтесь не снимать против солнца, особенно на «автомате». Это будет гарантированный брак — недодержка или засветка при белом небе. Также возникают проблемы при съемке контрастных объектов. Например, светлые антилопы на фоне черного леса. При автоматическом режиме аппарат выводит экспозицию по темному лесу, и в результате антилопы будут пересвечены, а «автофокус» мечется, наводя попеременно то на далекий лес, то на близких антилоп.

13. Немаловажная часть репортажа о животных — съемка пейзажей. Как вписать их в кадр, подскажет ваш художественный вкус, но главное — нужно максимально закрывать «дырку». Это расширяет «глубину резкости» и позволяет объекты в кадре сделать более резкими и мелкозернистыми. А для этого опять нужен штатив или прочный упор. При их отсутствии и съемки с рук вы должны сами знать свои возможности — на каких выдержках вы сможете удержать камеру в руках, не допуская «шевеленки».


Не меньше, а порой и больше проблем возникает при пешем следовании по ландшафту. Здесь пропадает эффект «невидимки», бывший у сидящего в машине, и человек оказывается с дикой природой «один на один». Там, где нет серьезных хищников, главное — по ходу маскироваться (напоминать об особенностях маскировочной одежды считаю излишним) и меньше попадаться на глаза своим будущим объектам съемки. Там же, где есть серьезные хищники — в саваннах Африки, нужно еще стараться не попасть к ним на завтрак или ужин! Обычно, в той же Африке, я стараюсь следовать звериными тропами, хоть это и вызывает массу неудобств, и двигаться по опушкам, максимально скрадывая свое присутствие. Здесь, на границе леса и равнины, как правило, самая оживленная жизнь. Из саванн сюда приходят жирафы и антилопы, а из леса выходят обезьяны. Снимать приходится, как правило, с рук, изредка возможно использование в качестве штативов стволов и веток деревьев. В работе у меня телевик-«зум» 100—400 мм. Это, видимо, предельные значения величины фокуса объектива, которым можно снимать с рук. Объектив еще более длиннофокусный однозначно требует для себя штатив. Удавалось подойти очень близко как к антилопам, жирафам, так и павианам, мартышкам. Но никоим образом не зову следовать такому примеру. Это — чистый экстрим и игра с опасностью. Идеальный вариант пешего фотосафари — страховка в виде вооруженного африканца. Он, с одной стороны, распугивает своим видом живность, но с другой — помогает выжить в обществе львов и леопардов.

Главное достоинство пешей формы продвижения — близость к природе, возможность все потрогать, понюхать, попробовать «на зуб», почувствовать себя следопытом и настоящим охотником. При этом грех не иметь с собою макрообъектива или удлинительных колец. Наградой при этом будут съемки потрясающей красоты цветов, гусениц, бабочек, саранчи, богомолов, жуков и т.д.

В завершение обзора движущихся форм фотоохоты следует сказать о воздушной. Самолет, планер или воздушный шар позволяют снимать панорамы сверху, что в целом существенно дополняет представления зрителей о ландшафтах местности, а голубые дымки над горизонтами добавляют материалу романтики и поэзии. Во многих африканских заповедниках сегодня можно свободно арендовать как воздушный шар, так и легкий самолет. Ощущения же парения в воздухе, над стадами гну и зебр, совершенно очаровательны и неповторимы.

УКРЫТИЯ


Они лишают подвижности, но в то же время позволяют максимально возможно стать невидимкой. Идеальный вариант — иметь переносное индивидуальное укрытие, в котором, как в костюме, можно двигаться по ландшафту!

1. Укрытие перед гнездом. Это должна быть небольшая переносная палатка, которую постепенно, дабы не испугать хозяйку гнезда и не спровоцировать оставление ею птенцов, передвигают все ближе и ближе. Оптика и вспышки должны быть на штативе. При определенной сноровке можно снимать птичек с расстояния в 20 см! На вспышку птички не реагируют, видимо, считая ее молнией.

2. Лабаз. Это, как правило, укрытие, устраиваемое из досок или жердей на деревьях и сооружаемое на тигра или медведя. К нему еще нужна палатка или иные стены, маскирующие охотника, и нужна живая приманка в виде козы или трупа животного, которое привлечет голодного хищника. Здесь важно хорошо замаскироваться, постараться максимально уничтожить свой запах и не свалиться тигру в объятия. Основная сложность в том, что эти звери, как правило, активны и появляются в сумерках или ночью. В этом случае нужна мощная осветительная аппаратура или вспышка, которая зверей не пугает. Нельзя забывать, что оба — тигр и медведь — лихо лазят по деревьям и запросто могут объявиться наверху, доставив наблюдателю неповторимые ощущения...

3. Укрытие на водопое. Поскольку охота идет, как правило, на травоядных, зачастую о плохом никто не думает. Но нельзя забывать, что вместо антилоп на водопой может заявиться леопард или семейство львов. Если же укрытие (палатка) будет стоять слишком близко от воды, в гости может пожаловать крокодил! Как правило, к палатке — неподвижному, постороннему предмету — животные привыкают довольно быстро, и только уж очень неуклюжий фотоохотник вызовет их бегство.

4. Укрытие в колонии птиц. Здесь опять-таки выручает легкая переносная палатка, к которой птица быстро привыкает и перестает замечать. Как на ладони разворачивается жизнь колонии с драками около гнезд и за корм, вылупление из яиц малышей, их кормление матерями и т.д.

При съемке из укрытия возникают те же проблемы, что и при съемке с машины, а также возникают новые. Это:

а) наложение темных — далеких и светлых — близких объектов, требующих особого внимания как к экспозиции, так и к наводке на резкость, небо в кадре, превалирование слишком темного или слишком белого. В случае с колониями птиц все вокруг может быть белым от оперения пернатых, и придется вспоминать, как снимать зимой снег. Экспозиция определяется по «серой» карте или по траве под ногами у животных. При очень большом объеме белого цвета в кадре достаточно принудительно открывать «дырку» в 2—4 раза, по сравнению с показаниями экспонометра. А снимать нужно в ручном режиме, наводя «на глаз».

б) укрытие позволяет полнее, чем другие виды фотоохоты, использовать штатив, который резко уменьшает долю брака, и широкоугольные объективы. Как правило, достаточно обычного «полтинника», чтобы вся птичья жизнь раскрылась как на ладони. Две вспышки позволят осветить картинку со всех сторон.

в) ограниченный обзор из палатки не позволяет адекватно реагировать на объекты и вовремя нажимать на спуск. Устройство же окон во все стороны выдает окружающим присутствие наблюдателя. Каждый выходит из этих ситуаций своим путем.

Наконец, самый интересный вопрос, что и как снимать? Здесь вам должна подсказать нужное ваша художественная натура. Если же она пока молчит, то главное, что вам необходимо знать, — вы режиссер своего фильма, в котором нужно рассказать полноценную, объемную историю о жизни живых существ в обрамлении некоего конкретного ландшафта. При этом нужно привлечь внимание зрителей содержательностью ваших кадров. Например, перед вами олени. Значит, нужен рассказ о их жизни.

1. Общий план — олени на поляне, стадо на фоне красивых деревьев, виды захватывающей дух перспективы голубых далей, гор, лесов и рек.

2. Группа самцов, группа самок — наезд камеры, взгляд как бы изнутри стада на их же жизнь.

3. Более частные моменты: мать с дитем, сосущим вымя, дерущиеся самцы, встречи друзей, взаимные облизывания, преследования, драки самцов и т.д.

4. Еще более частные моменты: портреты — сбоку, в лоб, отдельно глаз, морда и т.д. 

5. Интересны различные ракурсы, освещение «контражур», множественные планы, когда действо разворачивается в нескольких плоскостях. Движение — во всех видах, с акцентом на фон или на движущийся объект. Вид на пейзаж с животными сбоку, сверху, снизу. Смена масштабов — детеныш или гнездо с орлом на фоне величественного ландшафта.

6. Самые интересные кадры — межвидовые взаимодействия. Это охота гепардов или львов на своих жертв, сцены преследования, борьбы, противодействия, индивидуальные и коллективные драки, прыжки и полеты в воздухе.

7. Взаимодействия животных в нашем рассказе должны быть неразрывно связаны с красотами природы, они должны быть пронизаны образностью, духовностью, лирикой. Это — розовые туманы на рассвете, колеблющиеся отражения в воде, нежные краски восходов и закатов, суровые скалы и нежная зелень, пенистость и воздушность облаков, тревога, вызываемая предгрозовыми тучами и т.д. Но и это не самоцель, потому что главное, чего должен достичь автор, комбинирующий планы, ракурсы, движение, цветность и т.д. — это создания нового информативного продукта — необыкновенного, восхитительного образа благородного животного (будь то ящерица, жираф или какой-то там тропический таракан или мышь), дарующего нам нечто новое, неизвестное и необычное ощущение, в целом нас обогащающее! Не нужно бояться, что не справитесь. Любой заинтересованный и сопереживающий взгляд в мир природы позволяет увидеть то, что еще никому на свете не открывалось. А это, пожалуй, и есть главная награда пытливому автору — каждодневные маленькие открытия в беспредельном и бесконечно прекрасном мире живой Природы.

Священные индийские обезьяны Хануман, или серые лангуры. Цейлон   Дальневосточный парусник Маака. Приморье

Нежны и грациозны красавцы-жирафы в Национальном Парке Цаво. Кения

 

 


Сервисный центр "MTechnic" осуществляет профилактику, диагностику, ремонт, замену комплектующих и аксессуаров цифровых и аналоговых фотоаппаратов, объективов и видеокамер марок: Benq, Canon, Casio, Fujifilm, Kodak, Nikon, Olympus, Panasonic, Pentax, Samsung, Sony и других производителей.

Территория охвата: Москва, Зеленоград и Московская область (МО).
Для вашего удобства работает наша курьерская служба (бесплатно), подробнее в разделе "контакты"

WEB-ДИЗАЙН
- Нужен стильный дизайн?
Разработка уникального дизайна для вас - мое кредо!
Allion Design st.
Пишите: info@mtechnic.ru

Свадьбы, юбилеи, корпоративные
вечера и бизнес-мероприятия:
Ваш праздник - наши хлопоты !
Пишите: info@mtechnic.ru

Ремонт фотоаппарата | Ремонт видеокамеры | Ремонт ноутбука | Ремонт плазмы | Ремонт LCD | Ремонт Sony PSP | Ремонт проектора | Ремонт факса | Ремонт принтера
главная о компании услуги прайс контакты карта сайта Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100